Сева Святой (seva_s) wrote,
Сева Святой
seva_s

Categories:

Три плута и один пройдоха

Musketeer

Попался на глаза старый макулатурный томик с "Тремя мушкетерами", машинально открыл - и все, блять. Перечитал, как дурак. Заодно нашел оправдание злоебучести миледи - а что ей еще остается? Если шестнадцатилетнюю девчушку вздернуть на виселицу - это травматично для психики, нет? Понятно, что девчонка потом озверела.

Очень динамичная вещь. Раз - д'Артаньян приезжает в Париж, два - рвет за подвесками, три - лезет на бастионы Ла-Рошель. В тексте трудно ощутить смену времен года, и вообще течение времени - его нет. Для читателя все происходит мгновенно. Перед отправкой в Ла-Рошель гасконец говорит с кардиналом и подтверждает, что он приехал в Париж семь-восемь месяцев назад. В следующей главе узнаем, что на самом деле прошло - два года. Со временем путаница, что часто у романистов. Набоков выискивал у Толстого несовпаденья пятницы с четвергом, и на лекциях студентам внушал - несовпаденья не случайны, это - зашифрованное послание потомкам на нереальной грани Магического Кристалла Художника.
Толстой же вроде признавался на раз, что просто - путает.

По тексту, д'Артаньяна принимают в мушкетеры ДВА раза. Зачем?

Вот еще - как Атос пользовал свою жену, чтоб не заметить чертов знак на плече? В полной темноте? В ночнушке?
д'Артаньян тоже не заметил, но он и парил ее только два раза, да и вообще был молодой, без опыта. Деляферу - непростительно.

Любопытно, что это наверное самая плутовская вещь у Дюма. Типичный плутовской роман - жизнеописание пройдохи из испанского "золотого века" - вора, нечестивца, развратника, и вообще омерзительного, но веселого чувака. Это антигерой-паразит. Самый лакомый известный мне ПР - История жизни пройдохи дон Паблоса, в детстве казалось, что смешней не бывает. Позднее купил почтенный сборник, читал Ласарильо с Термеса, Севильскую Куницу, что-то еще, уже не настолько смешное, или просто не тащило по возрасту. Считается, что ПР исчез, разложился, форма с содержанием перестала сходиться, или что там обычно бывает, но мотивы и приемы никуда, видимо, не делись.

В Мушкетерах ПР если не доминирует, то во всяком случае самые смачные куски - оттуда. Дратаньян плутоват, и книга в какой-то мере жизнеописание плута и его проделок. Портос - характерная плутовская раблезианская фигура, Арамис - хитрюга-интриган. В мудрейшем Атосе плутовщина проявляется в том, как он изъясняется с Гримо - это особое, знаковое арго, прототип воровского. Но ярче всего комикует граф Деляфер в подвале с вином и колбасами. Испанский пройдоха поступил бы аналогично, т.е. сожрал бы и выпил все что получится, а остальное - изгадил.

В плутовском романе нормальны фамильярные представленья о нациях. Цыган, мориск (крещенный мавр) - синонимы вора. Плутовская проекция Атоса по-своему озвучивает эту формулу: "Убить англичанина - святое дело".

Совершенно "испанская" сцена, когда Мушкетон объясняет д'Артаньяну, как он научился воровать (аналогично в ПР - обучение ремеслу вора). В Мушкетерах есть и типичный "обед со скупцом", мэтром Кокнаром (прокуроры, судейские - всегда отвратные, мерзкие скупые твари), пародийный "теологический диспут", переодевания в женское платье, игра в кости на человека (Гримо) - все элементы плутовщины. "Обманная" перевязь Портоса и его жадная старуха-любовница - туда же. Сцена поедания Гримо бумаги. Кстати говоря, все слуги - комические фигуры.

Любопытно, что д'Артаньян въезжает в Париж на смешной зачмыренной кобыле (симуляция осла) - это вполне рядовая для ПР профанация Священного Писания. Продает лошадь, хотя отец завещал ни в коем случае этого не делать.
Вообще, гасконец тот еще кадр. Цитата: "строя план будущих интриг и решив сделать Атоса, Портоса и Арамиса орудиями собственного успеха, был совсем не прочь заранее собрать невидимые нити, с помощью которых он и рассчитывал управлять своими тремя приятелями."

Пройдоха собирал компромат на друзей.

В рыцарском романе это невероятно, а в плутовском - запросто. Далее, гасконец (тоже знаковый, традиционно хитроватый народец) несколько раз предал Родину, подсобляя королеве (которая спала и видела Францию под сапогом Испании) и ее хорю Бэкингему. Пока возлюбленная парилась в темнице, запал на злоебучую миледи со служанкой, и каждой засадил под хвост. Характерная плутовская сцена ночной "подмены" де Варда. В целом образ неоднозначен - под уже отвердевшей благородной фигурой рыцаря все еще ясно проступают очертанья плута и обманщика.

Очевидно, в известном совковом сериале эти нюансы были прочувствованы и переработаны - так что рыцарская четверка там выглядит как ансамбль поющих клоунов.

Чумовая вещь, все-таки. Напишет кто еще подобное - бог весть.

Picture courtesy of www.authenticwardrobe.com
Subscribe

  • киевское мясо

    Смешной форум - кагал, где собираются тестеры проституток. Они падших девочек (называются мясо, а если VIP - то ветчина) - тестируют, на удобство…

  • Виктор Пелевин, DПП (NN)

    В чем-то даже Пелевин полезен - возьмите его книжку, если охота освежить в памяти реалии прошлых трех-четырех лет. Как-то прёт его обитать в мелких,…

  • Дедушка Мендельсон

    Это образ - удивительно цельный и мощный. К нему невозможно придраться, чем-то дополнить, исказить. Он был, есть, и таков пребудет вечно, ни…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • киевское мясо

    Смешной форум - кагал, где собираются тестеры проституток. Они падших девочек (называются мясо, а если VIP - то ветчина) - тестируют, на удобство…

  • Виктор Пелевин, DПП (NN)

    В чем-то даже Пелевин полезен - возьмите его книжку, если охота освежить в памяти реалии прошлых трех-четырех лет. Как-то прёт его обитать в мелких,…

  • Дедушка Мендельсон

    Это образ - удивительно цельный и мощный. К нему невозможно придраться, чем-то дополнить, исказить. Он был, есть, и таков пребудет вечно, ни…